За что боролись?
Дата: 07/08/2007
Тема: Забастовки


Ниже неплохой экономический анализ итогов забастовки на ВАЗе

За что боролись? Стачка на АвтоВАЗе получилась довольно нелепой. Но все равно полезной Забастовка, устроенная на прошлой неделе рабочими АвтоВАЗа, прошла под совершенно невыполнимыми лозунгами. Но если не требовать невозможного, завод так никогда и не научится работать. Рабочее выступление в описании действующих лиц и заинтересованных сторон получилось таким же нелепым и состоящим из плохо стыкующихся между собой частей, как вазовский автомобиль со стандартным для него уровнем качества. Количество бастующих в зависимости от источника информации меняется со 100 человек, если верить председателю официального профсоюзного комитета АвтоВАЗа Николаю Карагину, до 600 по версии председателя неофициального профсоюза “Единство” Петра Золотарева. Вроде бы бастующих решили уволить — так, во всяком случае, считает официальный профсоюз. Александр Афанасьев, один из руководителей забастовки, говорит ровно обратное: пообещали никого не наказывать и серьезно обсудить все требования.
Конвейер, по словам одних, продолжал работать, по заверениям других — остановился. Есть также информация, что двигаться он продолжал, но только очень медленно. Кто-то говорит об обычной забастовке, которая в силу своей несанкционированности и правда может стать поводом для увольнения. А кто-то — об итальянской, когда работники просто придерживаются правил труда настолько дотошно, что никакой работы не получается, но и претензий не предъявишь.
Даже насчет средней зарплаты на заводе конфликтующие стороны не смогли договориться: официалы настаивают на сумме 15 300 руб., бастующие говорят про 7000-10 000 руб. Кто прав, не разберешь. Впрочем, это не самое интересное. Куда важнее другое: рабочий протест как массовое явление открывает для российской промышленности новую эру. Число забастовок, которое, по данным Росстата, измеряется единицами в год, на деле — с учетом всех несанкционированных выступлений — доходит до тысяч.
Во время прошлогодних волнений на российском заводе Ford рабочие требовали 40-процентного повышения зарплаты. Глава всеволожского стачкома Алексей Этманов накануне беспорядков съездил в гости к коллегам с бразильского завода. Та же фирма, сравнимая по уровню экономического развития страна — а зарплаты в автомобильной отрасли вдвое выше.
Недавно пытавшиеся организовать забастовку рабочие “Михайловцемента” тоже подвели под свои требования экономическую базу. Правда, несколько натянутую: раз цемент подорожал втрое, то и зарплаты должны увеличиться ровно на столько же. А забастовщики АвтоВАЗа решили еще проще: 25 000 руб. в месяц, и никаких гвоздей. И не важно, что выпуск “Лад” снижается, а с качеством все те же проблемы.
На АвтоВАЗе трудится чуть больше 110 000 человек. В год на одного работника приходится примерно по девять автомобилей и машинокомплектов. Если поверить официальной версии, что средняя зарплата у рабочих составляет около 15 000 руб., отнестись к требованиям забастовщиков со всей серьезностью и подсчитать, что же из всего этого следует, результат выйдет удручающий. Средняя себестоимость “Лад” сейчас составляет 150 000 руб. Рост зарплат даже без учета соцналога увеличит ее примерно на 13 300 руб., или на 9%. При том что рентабельность по чистой прибыли АвтоВАЗа гораздо ниже — 1,6% по итогам 2006 г. И цены поднимать нельзя, потому что продажи и так сократились в первом полугодии 2007 г. больше чем на 20%. Неужели рабочие бьются за закрытие завода?
Карагин произнес важную фразу: “Чтобы удовлетворить требования рабочих, 30% из них придется уволить”. Если рассуждать чисто экономически — давно пора. Если бы тольяттинские рабочие трудились, например, на заводе GM, требования их были бы скромными. В год каждый собирал бы не девять, а 27 автомобилей стоимостью $21 300. Запросы бастующих увеличили бы себестоимость машин меньше чем на 1%. Им бы пошли навстречу. Но при такой производительности труда, как на АвтоВАЗе, увольнять надо не 30, а все 90% рабочих. По мировым меркам оставшиеся 10% с созданием нужной добавочной стоимости должны справиться. Другое дело, что сами рабочие реорганизовать ничего не могут, и с этой точки зрения они действуют правильно: пока не начнешь бастовать, начальство и не задумается, что же оно делает не так.

SmartMoney





Это статья Забастовки. Революция. Новости, политика. Партия Диктатуры Пролетариата.
http://www.proletarism.ru/

URL этой статьи:
http://www.proletarism.ru//modules.php?name=News&file=article&sid=310