КРИЗИС – ПРИГОВОР КАПИТАЛИЗМУ
Дата: 25/03/2009
Тема: Григорий Исаев


КРИЗИС – ПРИГОВОР КАПИТАЛИЗМУ


Постановка вопроса

Капитализм существует уже более четырёх веков, и всё это время его сопровождают различные кризисы, которые он так или иначе преодолевал, однако лишь потому, что это были кризисы частного порядка: перепроизводства, нефтяные, финансовые… Иное дело теперь.

Если прежние кризисы затрагивали отдельные страны, группы стран (Великая Депрессия), то нынешний – планетарный, причём имеющий уже не частный, а всеобщий (экономический, политический, социальный) характер. С этим капитализм столкнулся впервые – тут одни вопросы, никто не берётся предсказать его продолжительность, глубину, последствия.

Попробуем это сделать мы.

Кризис – это болезнь. Потрясения мировой экономики, как и всякую болезнь, можно преодолеть, если известен её диагноз, в нашем случае надо точно знать причины кризиса, устранив которые, только и можно преодолеть болезнь. Не надо только путать причины со следствиями – все ищут не там, где потеряли. То, что во множестве объявляется причинами кризиса, в действительности есть следствие вполне определённой – одной причины.




Причина кризиса

Здесь без теории не обойтись, не случайно самой читаемой книгой на Западе по этому вопросу сегодня неожиданно стал «Капитал» К.Маркса. В нём автор неопровержимо показал и доказал, что основным экономическим законом капитализма является «Извлечение максимальной прибыли из производства». В законе, в частности, отражено одно из неразрешимых противоречий буржуазного общества: противоречие между личным и общественным. Капиталист просто обязан извлекать прибыль, чтобы выжить в конкурентной борьбе: прибыль и ещё раз прибыль – вот Идол, которому поклоняется капиталист. Для общества это означает следующее.

Общество не может существовать не производя, а капиталист затевает своё производство не ради непосредственного удовлетворения нужд и потребностей общества, а ради прибыли – производство лишь повод извлечь прибыль. Противоречие заложено в сути, в природе капитализма, а значит, им самим преодолено быть не может.

А так ли уж велик вред от стремления капиталиста к максимальной прибыли, ведь он всё-таки производит то, что находит спрос? Пусть читатель сам оценит пользу от производства гигантского количества фальсифицированных лекарств и продуктов питания, того же бензина, гробящего двигатели машин. Это очевидные, известные примеры, но подобное происходит во всех без исключения сферах производства. В масштабах общества тратится, уничтожается неимоверное количество труда, материалов, ресурсов, энергии… Продолжать можно бесконечно.

Это кратко об одной из сторон капитализма. Но есть и другая, предельно обострённая, доведённая до абсурда, сторона.


Деньги

Когда-то их не было, был натуральный товарообмен. С ростом разделения труда товарообмен усложнился и понадобился некий эквивалентный, товар, который без труда можно было обменять на любой другой. Так появились деньги – первоначально вполне конкретные предметы обихода, украшения и проч. Постепенно их вытеснили золото, серебро, драгоценности, которые также неудобно было носить с собой, особенно крупные суммы. С приходом бумажных денег роль и значение их круто изменились – об этом можно писать тома. Например, их стали давать в рост – знаменитое ростовщичество (предтеча банковского дела). Деньги уже не надо было производить как материальные ценности, они ожили и начали расти сами – чудо товар!

На свет обильно пошли их производные: акции, облигации, вексели, фьючерсы… которые, в свою очередь, понесли в банки, как вещественный залог под кредиты настоящих денег. И так сколько угодно раз.

Перестав быть реальным эквивалентом товаров и вещей, деньги вырвались из-под контроля, стали самодостаточны и зажили своей, мало на что оглядываясь, жизнью. Вот и мечутся по миру триллионы пустых, ничем не обеспеченных долларов, евро, фунтов…

Но деньги – кровь экономики. Кровь искусственная, ненатуральная, такую в медицине применяют на короткое время при сложных операциях на сердце – жить с такой кровью нельзя. Капиталистическая экономика живёт. Как – мы видим.

Подводя промежуточный итог, отметим ещё раз, что противоречие между личным и общественным, как и уродливая роль денег при капитализме, категорически не разрешимы. Вот почему единственная причина кризиса капитализма – капитализм.

Но кто сказал, что он вечен?

Новое общество – пролетаризм

Давайте представим себе общество, в котором вместо безудержной погони за прибылью основным законом будет: «распределение труда и продуктов производства в интересах общества в целом, стимулирующее рост общественного благосостояния и общественного сознаниия» (proletarism.ru; А.Б. Разлацкий, Второй Коммунистический Манифест, глава 2).

Не явится ли такое распределение труда и продуктов производства дорогой к новому, бескризисному, процветающему обществу? Несомненно, явится. Осталось только выяснить, кто способен своей волей, своими усилиями обеспечить действие закона на практике – сам по себе он не заработает. В жизни вообще происходит только то, что лично кому-нибудь нужно.

Ввиду ограниченности газетной площади, приходится говорить во многом тезисно, но по любому выдвинутому здесь тезису мы готовы дать читателю необходимые разъяснения. Заходите на сайт – поговорим.

Итак. Поскольку речь идёт об обществе в целом, то субъектом, способным взять на себя построение нового общества, может быть один из общественных классов. Сегодня хозяином, господином общества является буржуазия, класс капиталистов. Всё происходящее в жизни выстраивается, контролируется волей и интересами буржуазии. Демократия, выборы, законы, право… это шаманство обеспокоенной интеллигенции. В классовом обществе вопрос всегда должен ставиться так: демократия, свобода, законы – для кого, в каких пределах, до каких пор?

Похвально, что западная публика штудирует «Капитал» Маркса. Но этого недостаточно. Продолжая самообразование, необходимо взять в руки «Манифест Коммунистической партии», в котором Маркс с Энгельсом говорят, кто и почему способен взяться за построение идущего за капитализмом общества. На это способен только «организованный в господствующий класс пролетариат» (промышленные фабрично-заводские рабочие).

Классовые бои между трудом и капиталом (забастовки, восстания, революции) сопровождают всю историю капитализма. Наиболее грандиозный, масштабный опыт борьбы даёт нам ХХ век. Если отбросить всё лишнее, если взглянуть на историю ясным незамутнённым взглядом, то в социальном плане ХХ век прошёл под знаком победы Октябрьской революции, образования мировой системы социализма после победы Советского Союза в битве с фашизмом, когда треть человечества уже шла по пути строительства социализма и казалось, что слова Интернационала «Мы наш, мы новый мир построим» вот-вот станут реальностью…

Но борьба пролетариата как исторического субъекта за своё освобождение и освобождение всего общества представляет сплошную цепь из побед, порой блистательных, как Парижская Коммуна и наша Октябрьская революция, и следующих ними столь же сокрушительных поражений. То и другое есть бесценный опыт, несущий пролетариату знания, науку для окончательной победы над миром насилия, угнетения, эксплуатации – миром капитала.

Что даёт нам опыт существования и гибели послеоктябрьского социализма? Теория говорит, что «социализм есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая ступень к уничтожению классовых различий вообще» (курсив Маркса, Т.7, стр. 30). Не следует ли из сказанного, что социализм есть, прежде всего, твёрдая рабочая власть? Маркс говорит ещё жёстче: «диктатура пролетариата», а одним словом – пролетаризм, точно так же, как капитализм – власть капиталистов, феодализм – феодалов… В классовом обществе всегда властвует один господствующий класс.

А как было в послеоктябрьском социализме?

Исторически сложилось так (почему – разговор особый), что ни в одной из стран социалистического направления рабочие не были организованы настолько, чтобы в любой момент, если что не так, могли выступить в защиту своих прав и интересов. Везде правили, властвовали партии, вожди, государство.

А теперь внимание.

Именно отсутствие не то что высокой, а вообще какой бы то ни было организованности рабочих в масштабе класса послужило причиной конечного краха послеоктябрьского социализма. «Пролетариату властью делиться ни с кем нельзя» – к такому выводу пришёл автор «Второго Коммунистического Манифеста». В Манифесте также говорится, как именно должно быть устроено, организовано пролетарское социалистическое общество, чтобы трагедия не повторилась в будущей (близкой) послеоктябрьской эпохе.

Лишь с высоты нашего времени возможно осознать, что для истории в целом 1917 год оказался 1905 годом, той, по выражению Ленина, «генеральной репетицией», после которой возврата в прошлое уже не будет.

То, что капитализм полностью изжил, исчерпал себя, что история вынесла ему приговор (как когда-то феодализму и рабовладельчеству) – очевидный факт. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Но будет ли он приведён в исполнение – вот это большой вопрос!

Никто не знает, сколько времени осталось, когда стихийный разворот событий (а это стучится в дверь) сорвёт Россию с петель. Только организованный рабочий класс способен обуздать, направить разрушительную мощь стихии в созидающее русло.

Но чудовищный вал клеветы, глумления, наветов, обрушенный на социализм и советскую (рабочую!) власть, которых в подлинном виде не было в действительности, не имеет подобий в человеческой истории. Оглушённый, деморализованный катастрофой послеоктябрьского социализма, пролетариат ведёт сегодня лишь экономическую борьбу. А драться надо за классовые пролетарские интересы – за железную, не знающую сомнений власть, чтобы своей непреклонной волей обеспечить распределения труда и продуктов производства, стимулирующее рост общественного благосостояния и общественного сознания. В обход этой дороги пути в будущее нет!

Г.З. Исаев

21 марта 2009 г.







Это статья Забастовки. Революция. Новости, политика. Партия Диктатуры Пролетариата.
http://www.proletarism.ru/

URL этой статьи:
http://www.proletarism.ru//modules.php?name=News&file=article&sid=618